Forums Logo

Здравствуйте Гость ( Вход | Регистрация )

[ Каскадный ] · Стандартный · Линейный

> АКС-2. Блеск и нищета мобильных игр, Почему нет качественных проектов

Сахар
post Пятница, 10 января 2014, 15:28
Отправлено #1


Энтузиаст Nintendo 3DS и Wii U
*******

Группа: Пользователи
Сообщений: 8 867
Регистрация: 09 янв. 2008
Из: Москва, Северо-Запад
Пользователь №: 25 171





Приветствую всех в этом топике. Мне удалось наконец-то найти время на написание еще одной авторской колонки, и поскольку прошлая, в общем, удалась (в качестве генерирования обсуждения), я решил это дело не бросать. Итак, начнем...

АКС-2. Блеск и нищета мобильных игр


Должен признать, у меня есть слабость: я люблю запускать игры на устройствах, вообще-то для этого не предназначенных. Само собой, у меня есть и набор актуальных приставок, просто варианты из серии Doom на калькуляторе - это как бы техническое хобби. Именно так я впервые познакомился с играми для мобильных - в 2004 году возможность запустить на своем Siemens MC60 полноценную версию The Prince of Persia казалось чем-то фантастическим. Не то чтобы в нее было особенно удобно играть - экран был крошечным, с пассивной матрицей, а технические возможности телефона не позволяли игре даже вовремя реагировать на нажатия клавиш - но сам факт восхищал. Тогда перспектива более-менее полноценно играть на телефоне казалась мне бредовой затеей. Однако время шло, и игры на актуальной тогда Java начали становиться все более полноценными: помимо "Змейки" и "Тетриса" стали появляться даже полноценные экшены и RPG - вроде того же сериала Fantasy Warrior. Там уже можно было говорить о каком-никаком сюжете и геймплее, способном заинтересовать на несколько часов.

user posted image


Тогда-то ко мне впервые стало приходить ощущение того, что такое понятие, как "серьезная игра на телефоне" волне может иметь право на жизнь. "Начинка" мобильных прогрессировала не по дням, а по часам, выходившие игры становились все глубже геймплейно и уже начинали напоминать что-то похожее на то, что выходило на тогдашнем "короле" портативного рынка - GBA. Начали подтягиваться крупные игроки - EA, Ubisoft (работавшая с Gameloft) и другие "акулы бизнеса". Появились уже вполне самостоятельные проекты по известным франчайзам, вроде той же Doom RPG. Это были не казуальные проекты, они рассчитывались на тех, кто играл серьезно и мог разобраться во всех деталях геймплея.

user posted image


Мобильные игры прошли и следующую серьезную веху, совпавшую с началом эпохи смартфонов, - они освоили трехмерную графику. В 2007-8 годах компания Fishlabs "выдавала" проекты вполне серьезного уровня - достаточно вспомнить Galaxy on Fire (именно изначальный, в версии для 3D-Java), Deep 3D, Gladiator. На мобильных же платформах зародился и сериал аркадных гонок Asphalt.

user posted image


Окончательным приходом мобильных устройств на рынок игр для хардкорных геймеров казался выход iPhone и появление AppStore. Никогда не забуду wow-эффект от Hero of Sparta, запущенном на iPod Touch второго поколения. Технически игра впечатляла невероятно, это был уже почти уровень невероятно мощной на то время PSP.

user posted image


Дальше пришло время расцвета - я заигрывался в качественные, но недорогие проекты, явно ориентированные на хардкорных геймеров - несколько частей Asphalt, Need for Speed, Modern Combat, NOVA, того же Hero of Sparta, Mass Effect: Infiltrator, Dead Space, Chaos Rings, Dungeon Hunter... Казалось, что все шло своим чередом, мобильные игры премиумного качества могут едва ли не изжить с рынка Sony и Nintendo,и уж по крайней мере, занять свою нишу. Вот-вот должны были обозначится свои, самостоятельные франчайзы, и все пойти хорошо...

Этого не случилось. На дворе 2014 год, в топовых смартфонах стоят восьмиядерные процессоры, до 3Гб оперативной памяти, видеоускорители легко выдают продвинутую 3D-графику... а полноценных игр все нет. В 2013 году премиумных игр вышло меньше, чем в 2009-2011 годах выходило за пару месяцев. А половина их пришлась на порты старых хитов, вроде KOTOR. Что произошло, почему "не взлетело"? Давайте попробуем разобраться.

Часто говорят, что дело в отсутсвии физических кнопок. Мне кажется, это не причина, в всего лишь небольшая помеха. На всех платформах и во все времена геймдизайнеры боролись с техническими ограничениями - сладить можно и с отсутствием физических кнопок. В конце концов, когда-то считалось, что нормальные FPS невозможны без мышки и клавиатуры - оказалось, очень даже возможны.

Один из ответов лежит на поверхности. Виноват хитрый механизм IAP, заложивший бомбу под премиумные мобильные игры в феврале 2011 года. Вроде бы, все понятно: разработчикам дали возможность перейти на модель freemium, они на нее и перешли.

Однако наличие некого инструментария не означает того, что им обязательно будут пользоваться. Вполне ведь можно представить себе ситуацию, когда в мире мобильных игр существовало бы множество премиумных проектов для хардкорных геймеров, а IAP использовались бы в "Веселых фермах" для казуалов. Тем более, что смартфоны и планшеты распространились, как никогда ранее, и их точно можно найти и у хардкорщиков, и у казуалов. Почему же такого не наблюдается?

user posted image


Вторая, менее очевидная причина, была еще давно и емко сформулирована народным чувством юмора - "нельзя впихнуть невпихуемое". Изначально, еще при появлении AppStore, одной из его "фишек" было то, что игры хорошего качества стоили очень дешево. Действительно, еще пару лет назад волне "продвинутый" NFS или какой-ниубдь Modern Combat можно было купить за $10. Видимо, пока разработка таких проектов стоила сравнительно дешево в силу относительной технической слабости целевых платформ, масштабы продаж окупали расходы и даже приносили прибыль. Однако сейчас расходы на разработку должны были существенно вырасти - "начинка" девайсов требует работы с шейдерами, кропотливого рисования детализированного мира игры, создания видео в HD, озвучки и т.д. Окупить это за счет цены в $10 должно быть очень непросто - не зря же игры для 3DS и PS Vita стоят в разы дороже.

user posted image


Видимо, в Apple это почувствовали еще в начале 2011 года, для чего и дали механизм IAP разработчикам. Не зря его демонстрировали на примере Asphalt 5 - топовой тогда игры. Потом успешный опыт повторили и в Google Play, и на Windows Phone. Те, кто пробовал играть в какой-нибудь Dungeon Hunter 4, однозначно скажут вам, что игра с "донатом" отнимет значительно больше денег, чем $10, которые просят за традиционные премиумные игры. Да что там - вы, скорее всего, потратите больше, чем на иную игру для домашней приставки. Вот сюда-то и закладывается дополнительная стоимость разработки. Альтернативный подход пытается применять Square Enix - они предлагают свои игры по цене, составляющий где-то половину от стоимости игр для традиционных платформ. Однако ожидания уже сформированы, и за пределами Японии все ругают компанию за чрезмерную дороговизну их мобильных проектов.

user posted image


Ну и наконец, пиратство. Оно вбивает последний клин в замкнутый круг. Если на iOS оно сопряжено с не самой простой процедурой "джеилбрейка", то на Android все до обидного (для разработчиков) просто - справится любой. Причем именно потенциальная аудитория премиумных мобильных игр бывает и хорошо "прошарена" в технических вопросах, то есть велик риск того, что расходы не окупятся за счет массовых продаж, часть аудитории просто все "спиратит". Наверное, по этой причине есть премиумные игры, которые выходят на iOS, но не на Android, - Republique, Lili, Oceanhorn, Deus Ex: The Fall, The Shadow Sun.

user posted image


Изменится ли что-то в ближайшем будущем? Говоря объективно, вряд ли. Разработка дешевле не станет, IAP выгоден разработчикам, мобильные платформы прочно ассоциируется с казуалами, а желающие сделать премиумные игры смотрят в сторону мультиплатформенности и Steam. Скорее всего, ситуация изменится уже тогда, когда существующие ныне карманные приставки сольются с планшетами и смартфонами. Не исключены, конечно, и какие-то радикальные технологические перемены, но их спрогнозировать очень сложно. Пока же блеск мобильных игр сменился блестящей нищетой - по крайней мере, для хардкорного геймера.


--------------------
Nintendo Network ID: CaxapRUS (все буквы латинские)
Nintendo: Wii U Premium; New Nintendo 3DS ;
Sony: PlayStation 4 Jet Black; PlayStation Vita Slim and Light 16Gb Khaki and Black;
Microsoft: Xbox One 500 Гб
Other: iPad Air 2; Samsung Galaxy Note 4
user posted image
User is offlineProfile CardPM
Go to the top of the page
+Quote Post

Posts in this topic
Сахар   АКС-2. Блеск и нищета мобильных игр   Пятница, 10 января 2014, 15:28
Iruta-san   все верно. Нищета и попрошайничество.   Пятница, 10 января 2014, 15:37
KrunK   Все верно сказано, но ты забыл написать, про самок...   Пятница, 10 января 2014, 16:59
Bubel   А кроме 3Д игр с шейдерами ничего нет на мобилках?...   Пятница, 10 января 2014, 17:00
GKill   Попрошайничество - это когда просят денег не за чт...   Пятница, 10 января 2014, 17:04
Hickname   Воткнуть кабель и нажать кнопку "jailbreak...   Пятница, 10 января 2014, 17:52
BARNAUT   Да,но игры всё таки на ios выходят как правило ра...   Пятница, 10 января 2014, 18:01
Frolm   Не всегда есть для новых I0s джейлб. Для андройд...   Пятница, 10 января 2014, 18:54
entz   Вот черт его знает, по-моему качественных мобильны...   Пятница, 10 января 2014, 18:38
GKill   О том и речь, что игры такие не оттого, что хороши...   Пятница, 10 января 2014, 18:44
bahek   ошибаешься по всем пунктам. алсо, как всегда бедн...   Пятница, 10 января 2014, 19:06
Bonobo   Увы нет, простые игры идут не требуют рута, дост...   Пятница, 10 января 2014, 22:19
Hickname   Как же тогда эмуляторы из гугломаркета работают?   Воскресенье, 12 января 2014, 00:16
Сахар   Таки да, была у меня N-Gage, сто раз пройденные Sh...   Пятница, 10 января 2014, 22:25
Lock_Dock122   История мобильного рынка в трех абзацах - это силь...   Пятница, 10 января 2014, 23:45
GKill   Вот кстати из недавнего (летом вроде вышла). По сс...   Суббота, 11 января 2014, 00:17
Wish   Отличная статья и правильные выводы   Суббота, 11 января 2014, 12:34
RetroGamer   случилось то - что должно было случиться, игры для...   Суббота, 11 января 2014, 17:42
bahek   увы да, я могу привести пруфы. только мне не хоче...   Суббота, 11 января 2014, 21:02
AAA26   Испугала фраза:когда портативки сольются с планшет...   Воскресенье, 12 января 2014, 01:06


Reply to this topicStart new topic
1 чел. читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей)
0 Пользователей:
 

Упрощённая версия Сейчас: Ср., 25 июня 2025, 16:04
Skin Designed (c) by Rooq.net, All Rights Reserved.